После того как Google и Яндекс объявили о ранжировании с приоритетом мобильного контента, нам ничего не оставалось, как разработать мобильную версию auto3n.ru и постараться сделать так, чтобы контент на ней полностью соответствовал ПК-версии.
Основная сложность была в том, чтобы адаптировать для смартфонов каталоги автозапчастей, а они — совсем не то же самое, что каталоги других товаров.
Сейчас объясним, в чём разница.
Один из основных видов поиска запчастей — по узлам, когда ищешь нужную деталь на агрегатной схеме. Поиском по узлам пользуются не только сотрудники автосервисов и СТО, но и те, кто любит перебрать машину самостоятельно.
Раньше такие схемы были статичными, но сейчас практически на всех популярных автосайтах они интерактивные. Так, например, выглядит поиск по узлам на AUTO3N.
Схема масляного насоса и масляного радиатора AUDI A6/Avant
Схемы узлов можно приближать или отдалять скролом. Если навести курсор на номер детали, в перечне деталей подсвечивается строка с наименованием и артикулом. Если на номер кликнуть, строка выделится цветом. В обратную сторону это тоже работает — если кликнуть на строку из списка деталей узла, подсветится соответствующий номер на схеме.
В артикулы зашиты ссылки, привязанные к каталогам запчастей (о них мы ещё поговорим подробнее). По клику на артикул открывается отдельная страница с ценами, информацией о наличии детали, сроках доставки. С неё уже можно сделать заказ, оплатить покупку и оформить доставку.
По схемам узлов удобно искать запчасти на большом мониторе, и чтобы адаптировать их под смартфоны, потребовалась серьёзная разработка.
Затратно, но если бы мы так не сделали, это ухудшило бы ранжирование.
Как отсутствие мобильной версии сайта влияет на ранжирование.
В итоге у нас получилось так. Интерактивная схема заняла экран целиком: список деталей поместился бы только в ущерб читаемости. Детали пронумеровали так же, как в версии для ПК. Если нажать на номер детали, внизу экрана появится её название и артикул. Артикул — активная ссылка, которая ведёт на следующий экран, него деталь можно купить.
Схема того же масляного насоса и масляного радиатора в мобильной версии auto3n.ru
Адаптация под смартфоны — только часть проблем с продвижением. После того как пользователь кликнет на артикул детали, запускается обмен данными с каталогами запчастей, чтобы на следующий экран подтянулась информация о наличии, ценах и аналогах. Тут возникают новые сложности.
Исключение непосещаемых страниц из поиска — огромная проблема для сайтов автозапчестей. На auto3n.ru, например, около 150 миллионов URL и большая часть из них относится к результатам поиска по марке, модели, модификации, году выпуска автомобиля, типу двигателя, номеру кузова, узлу, детали внутри этого узла, какому-нибудь артикулу и так далее.
Учитывая вариабельность запросов, 3 посещения в месяц для некоторых страниц — великая удача. Но поисковые алгоритмы так не считают.
В интернет-магазинах с потребительскими товарами на каждую страницу каталога действительно приходит значительно больше трафика, а если нет, проблема решается перелинковкой и добавлением сопутствующих товаров.
А что прикрутить к странице болта крепления ушек двигателя Mersedes Benz объёмом 2,8 литра 1989 года выпуска для внутреннего европейского рынка? Чтобы это было примерно из тех же каталогов. Второй болт? Шайбу?
Ну так они на схеме узла и так уже есть.
Бороться с этим сложно, а накручивать поведенческие факторы — значит сделать только ещё хуже. Но даже если мы всё-таки придумаем подходящие сопутствующие, то столкнёмся со следующей большой проблемой — низкой скоростью загрузки страниц.
Что это значит? Все блоки со связанными товарами, которые мы могли бы выводить на страницу, генерируют запросы к базе данных. Каждый запрос проверяется в трёх местах, и если прикрепить к странице одного товара хотя бы 5 блоков, эта страница даже на компьютере будет грузиться вечность, не говоря о мобильных.
К сожалению, такой технологии, с помощью которой можно создать лёгкие, быстрые и красивые страницы по автозапчастям, как на условном Озоне, например, пока физически не существует. Скрипты, которые выводят содержимое каталогов, весят очень много, и тенденций, что в обозримом будущем что-то изменится, мы пока не наблюдаем. Разработка решений, которая облегчила бы каталоги и увеличила скорость загрузки, дико дорогая, а специалистов, которые умеют с ними работать, крайне мало.
В итоге мы и другие digital-команды вынуждены балансировать между требованиями поисковиков и реальными возможностями платформ.
Не только SEO, но и ASO. Рассказываем, как вывели мобильное приложение AUTO3N на 1 место в Google Play.