С марта 2021 года Google индексирует все сайты алгоритмом Mobile first. Это означает, что теперь, при прочих равных, поисковик отдаёт приоритет в выдаче мобильному контенту. Если раньше версия для ПК была первостепенной, а мобильная — вторичной, часто заглушкой, ведущей на основной сайт, то теперь ситуация поменялась на 180 градусов.
В документации для разработчиков Google приводит список рекомендаций по индексированию, но одно из основных требований — контент в мобильной версии должен быть таким же полным, как в обычной. Не короче и не менее информативный, так как Googlebot берёт данные для индексации именно с мобильного сайта.
Убедиться в том, что сайт обходит Googlebot для смартфонов, просто. В Google Search Console в разделе Настройки нужно найти пункт «Поисковый робот» или на вкладке Покрытие посмотреть, какой робот индексирует страницы.
Аналогичный алгоритм есть и у Яндекса. В этой статье мы не описываем его, но суть работы и последствия для владельцев сайтов те же.
Впервые поисковик заговорил о приоритизации мобильного контента в ноябре 2016 года. Быстрый рост трафика со смартфонов позволял Google сделать достоверное предположение, что через несколько лет большая часть выходов в интернет будет именно с них.
Так и вышло.
По данным Hootsuite на октябрь 2021 года, в мире 4,6-5,7 млрд интернет-пользователей (данные отличаются в зависимости от источника). Из них 90,9% пользуются мобильным интернетом. С сентября 2020 по сентябрь 2021 трафик на сайты с мобильных устройств увеличился на 8,7% и теперь больше половины заходов приходится на смартфоны. В основном люди (57,8%) выходят в сеть, чтобы купить товары или услуги (на продукты питания приходится 27,4% трафика).
Данные отчёта Hootsuite за 4 квартал 2021 года
Данные Яндекс.Метрики для сайта AUTO3N подтверждают общий тренд: посетители заходят на auto3n.ru со смартфонов примерно так же часто, как с ПК.
Примерно половина посетителей заходит на сайт AUTO3N с мобильных устройств
При этом они не просто смотрят товары, они их покупают — мы видим высокую конверсию в заказы с мобильных.
Данные Яндекс.Метрики с сентября 2020-го по сентябрь 2021-го
И нельзя сказать, что со смартфонов покупают простые штучные товары, вроде незамерзающей жидкости или автоаксессуаров. Из отчёта Google Аналитики видно, что с телефонов покупают примерно то же, что и с компьютера: амортизаторы, брендовые автозапчасти и пр.
Из-за алгоритма Mobile first, сайты, сделанные только под ПК, при прочих равных хуже ранжируются. Кроме того, без мобильной версии ухудшаются поведенческие факторы, а это дополнительно тащит рейтинг вниз.
Технические показатели сайта влияют на цену клика по объявлению. Поэтому отсутствие мобильной версии удорожает стоимость рекламных кампаний.
Если учесть, сколько пользователей покупает товары со смартфонов, то потеря мобильного трафика — это прямые финансовые потери компании.
Рост мобильного трафика и мобильной коммерции — устойчивый тренд, который в ближайшее время не изменится. Google и Яндекс понимают это и продолжат подстраивать свои алгоритмы соответствующим образом: на первых местах выдачи будет контент, разработанный или адаптированный под смартфоны.
При этом отказ от разработки мобильной версии грозит падением трафика из-за потери места в выдаче, удорожанием рекламы, и в конечном счёте снижением прибыли из-за оттока потенциальных покупателей.
Если посмотреть на вопрос комплексно, с большой вероятностью окажется, что разработка мобильной версии сайта будет дорогой, но выгодной долгосрочной инвестицией.